Конфуцианство, с XV в. служившее официальной доктриной феодального режима благодаря содержащемуся в этом учении зерну действенного гуманизма, одно время играло положительную роль в жизни страны, способствуя сплочению и мобилизации сил всего общества на построение единого, сильного и процветающего государства. Однако конфуцианской этике всегда были присущи крайний социальный консерватизм и жесткий формализм. Первое обрекало человека на застойное существование в обществе с установленными раз и навсегда порядками, второе подчиняло его стереотипам поведения, выхолащивающим все личностное. По мере того, как феодальный режим приходил в упадок и загнивал, отрицательные стороны конфуцианства все больше перевешивали положительные.
Конфуцианское учение проповедовало безоговорочную верность монаху, Сыну Неба, чья власть и авторитет рассматривались как гарантия не только общественного, но и космического порядка. Вся общественная иерархия держалась на принципе верноподданничества, и бунт против государя считался не только политическим, но и религиозным преступлением. Пока централизованная монархия выполняла положительную историческую роль, этим принципом руководствовались миллионы людей. Однако по мере того, как и короли династии Ле, и фактические властители Чини и Нгуены в полной мере показали себя недостойными правителями страны, пиетет перед монаршеской и княжеской властью падал, а с ним рушилась и вся система моральных ценностей, созданных феодализмом. Ученый-конфуцианец Фам Конг Тхе, участник восстания Ле Зуи Мата, уже в плену на упрек правительственного чиновника, как может просвещенный муж сделаться бунтовщиком, посягнуть на установленные Небом порядки и ценности, ответил: «Никакого порядка и никаких ценностей у нас и в помине не осталось. Зачем же приравнивать к бунтовщикам тех, кто следует правильной дорогой?».
Чиновничий аппарат, служивыщий костяком монархического режима, на протяжении многих веков комплектовался с помощью системы конкурсных экзаменов. Те, кому государь доверял управление страной, по конфуцианской традиции отбирались среди самых образованных и добродетельных людей и как бы на глазах всего народа. В программы испытаний входили толкование классических текстов, правка государственных документов (указы или воззвания короля), сочинение стихов или ритмической прозы и философско-дидактической публицистики. Выдержавшие провинциальные экзамены проходили столичные состязания на звание тиенши (доктор), а из числа тиенши на дворцовых испытаниях отбирались кандидаты на высшие государственные должности. Лица, удостоившиеся звания тиенши (с 1529 г. по 1787 г. их насчиталось 1136), пользовались большими почестями, окружались ореолом славы в глазах народа. Это способствовало повышению престижа всего ученого сословия.
С упадком феодального режима конкурсные экзамены теряли свое значение. Они превращались в никому не нужные соревнования в риторике и версификаторстве. Схоластика и догматизм душили свободную мысль и стремление к новым знаниям, и ученые мужи предавались бездумному подражанию старым шаблонам, повторению заезженных мыслей и стилистических формул. Историк Ле Куи Дон писал: «Наши предки оставили творения, созданные в изящном стиле, потомки довольствуются тем, что переписывают их, опуская излишние длинноты». Смертельный удар был нанесен по престижу экзаменационной системы, когда стали открыто продавать ученые звания и административные должности. Теперь уже ни ученые-конфуцианцы, ни мандарины не могли рассчитывать на почет и славу, которыми их сословия когда-то пользовались. Падение авторитета конфуцианства способствовало возрождению буддизма. Короли и тюа стали строить храмы и пагоды, разочарованные жизнью эрудиты удалялись в монастыри, народ же искал в буддизме утешений от своих бедствий. Возрастал интерес и к даосизму. Некоторые умы пытались создать новое вероучение путем выборочного объединения элементов конфуцианства, буддизма и даосизма.
Моральный и идеологический кризис феодального общества давал возможность католическим миссионерам, впервые проникшим в страну в XVIb., обращать в свою веру все больше населения. Первые центры вьетнамского католичества возникли в XVII столетии. С католичеством было связано создание новой вьетнамской письменности на латинской основе — тьы куок нгы, которая в начале XX в, утвердится как государственная, вытеснив традиционную иероглифику.
Чтобы посмотреть полный список регионов/отелей/санаториев перейдите СЮДА Выберите мышкой регион (отель или санаторий) и нажмите кнопку "Отправить"
Бронирование без заполнения формы: kurortinfo @ list.ru
Внимательно заполните все поля и Вы получите по е-майл готовый к оплате бланк квитанции или счет. Каждый десятый ошибается при указании своего E-mail!
Хотите получать информацию о сезонных скидках?
Подпишитесь и мы Вам пришлем самые интересные варианты!
Санаторий 30 лет Победы город Железноводск, двухместный 3 категории